Вторник
17.10.2017
22:59
Форма входа
Категории раздела
Документация [37]
Статьи [50]
Расписание на 2012-2013 учебный год [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 39
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Файлы » Статьи

    Здоровьесберегающие технологии на уроках
    [ Скачать с сервера (37.0Kb) ] 03.03.2014, 21:36

    Здоровьесберегающие технологии на уроках.

    Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. То есть чем выше уровень здоровья, тем выше уровень усвоения знаний учащихся.

    Снять напряжение, усталость учеников на уроке помогают физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами:

    * комплекс общеукрепляющих упражнений;

    * комплекс упражнений для формирования правильной осанки;

    * дыхательная гимнастика для длительно болеющих детей;

    * упражнения для мимики лица;

    * упражнения для глаз;

    * психогимнастика- упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики, на развитие умения общаться со сверстниками, выражать свои чувства;

    * пальчиковая гимнастика.

    Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

    1.И.п.- стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок- вдох, с исходного положения- выдох.

    2.И.п.- стоя. Руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы в стороны- вдох, и.п.- выдох.

    3.И.п.- руки вдоль тела, голову держать прямо, подбородок слегка обращён к груди и живот подтянут. Поднять голову и посмотреть на потолок. Вытянуться, поднявшись на носки- вдох, и.п.- выдох.

    4.И.п.- ноги на ширине плеч, напряжены, руки поднять вверх, пальцы сжать в кулак. Наклониться, не сгибая в коленях ноги, дотронуться до пола руками- вдох, выпрямиться- выдох.

    5.И.п.- ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянуть. Наклон, к носку левой ноги дотронуться правой рукой- выдох, и.п.- вдох (то же с другой рукой).

    6. И.п.- руки вдоль тела, голова прямо, подбородок к груди, живот подтянуть. Руки вверх, встать на носки, подтянуться. Приседания с развёрнутыми в стороны коленями. Корпус прямой- выдох, подъём- вдох.

    7. И.п.- стоя, руки на бёдрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть- ноги в стороны, прыгнуть- ноги вместе.

    8.И.п.- стоя, руки на бёдрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть- ноги врозь, руки в стороны, второй прыжок- ноги вместе, колени согнуты, приземление на носки, руки вдоль тела.

    9. У меня спина прямая,(ходьба на месте, руки за спину)

    Я наклонов не боюсь:(наклон вперёд)

    Выпрямлюсь, прогибаюсь,(наклон назад,  выпрямиться)

    Поворачиваюсь.(повороты туловища)

    Раз, два, три, четыре.

    Три, четыре, раз, два.(наклон вперёд и выпрямиться)

    Я хожу с осанкой гордой. (повороты туловища)

    Прямо голову держу, (наклон вперёд и выпрямиться)

    Никуда я не спешу. (ходьба на месте, руки за спину)

    Раз, два, три, четыре, (повороты туловища)

    Три, четыре, раз, два. (ходьба на месте, руки за спину)

    Я могу и поклониться. (поклон и выпрямиться)

    И присесть, и наклониться, (присед, наклон вперёд)

    Повернусь туда- сюда! (повороты туловища направо- налево)

    Ох, прямёшенька спина! (наклон вперёд и выпрямиться)

    Раз, два, три, четыре. (повороты туловища)

    Три, четыре, раз, два.

    Дыхательная гимнастика для длительно болеющих детей.

    1.«Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так».(10-12 раз).

    2. «Трубач». Сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звуков «п- ф-ф-ф-ф» (4-5 раз).

    3.»Петушок». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». (5-6 раз).

    4. «Каша кипит». Сидя, одну руку положить на живот, другую -на грудь. Втянуть живот, набрать воздух в грудь –вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот- выдох.. При выдохе громкое произнесение звуков «ф-ф-ф-ф» (3-4 раза).

    5.»Паровозик». Шагать на месте, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» (20-30 секунд).

    6.»Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м» (1-2 минуты).

    7.»Гуси- лебеди». Медленная ходьба. На вдохе- руки поднять в стороны, на выдохе- опустить вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у» (1-2 минуты).

    Упражнение для глаз при работе с компьютером, учебником.

    1. На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.

    2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт- 1-6.

    3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх- вправо-вниз- влево и в обратную сторону: влево-вниз- вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.

    4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4- вверх, на счёт 1-6- прямо; затем так же вниз-прямо, вправо- прямо, влево- прямо. Проделать движение по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1-6.

    5. Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстояние 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, глядя на кончик пальца, отдалять от носа на тоже расстояние.

    6. «Метка на стекле». Переводить взгляд с метки на стекле окна на выбранный предмет вдали за окном.

    7. Перемещать взгляд по траекториям, изображённым на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против неё.

    Упражнения для мимики лица.

    1. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб.

    2.И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться, расслабить брови.

    3.И.п.- то же. Расширить глаза, расслабить веки.

    4.И.п.- то же. Зажмуриться, расслабить веки.

    5. И.п.- то же. Расширить ноздри, вдох- выдох, расслабление.

    6.И.п.- то же. Сузить глаза, расслабиться.

    Психологическая гимнастика.

    1.«Солнечный зайчик».

    - Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носике, ротике, щёчках, подбородке. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть- голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот- погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы улыбнитесь ему.

    2.»Светит солнце».

    Дети поворачиваются друг к другу спиной.

    а) Светит солнце (дети рисуют на спине друг друга круг и лучи).

    б)Пришла туча (поглаживаем ладошкой).

    в) Начался маленький дождик (постукиваем одним пальчиком).

    г) Пошёл дождь посильнее (постукиваем двумя пальчиками).

    д) Сильный дождь (всеми пальчиками).

    е) Стихает дождь (двумя пальчиками).

    ж) Ещё тише (постукиваем одним пальчиком).

    з) Туча ушла( поглаживаем ладошкой).

    и) Выглянуло солнышко (рисуем круг и лучи).

    3. Релаксация «Улыбка».

    - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого, береги себя и других береги. Уважай, люби всё, что есть на Земле- это чудо! И каждый человек- это чудо!

    4. «Кулачок».

    Руки вверх- в кулачок, разожми и на бочок;

    Руки в стороны- в кулачок, разожми и на бочок;

    Руки вперёд- в кулачок, разожми и на бочок;

    Руки назад- в кулачок, разожми и на бочок;

    Руки вниз- в кулачок, разожми и на бочок…

    5. «Я и мой сосед.»

    Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Произносят слова, сопровождая движениями:

    Мои ручки хороши- у соседа лучше,

    Мои плечи хороши-  у соседа лучше,

    Мои щёчки хороши- у соседа лучше,

    Мои ножки хороши- у соседа лучше,

    Мои…, да и сам я весь хорош (поглаживает себя),

    Но сосед мой лучше (обнимаются).

    6. «Дерево».

    - Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной, тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги- корни- крепки и устойчивы, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол- тело- ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви- руки свободно  «колышутся» вдоль ствола, листья- пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона- голова чиста и свежа. Вы- прекрасное дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!

    7. «Игра- жест».

    Класс сегодня дал ответ:                     А внизу так много звуков:

    Без игры и дружбы нет.                      Кто-то пел, а кто мяукал,

    Что ж теперь мы отдыхаем,               Кто- то хрюкал, кто- то топал, 

    На уроке поиграем.                              Кто- то крыльями захлопал.

    Вот она, игра- наука,                           Кто- то бегал и кричал,

    Покажите жестом, звуком.                  И глазищами вращал!   

    В небе самолёт летел,                           Ну а кто- то, тихо- тихо!

    Оглушительно ревел,                             Был без голоса- молчал!

     

    Пальчиковые игры.

    1. «Мы ходили на базар».

    Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

    На базар ходили мы, (мизинцы)

    Много груш там и хурмы, (безымянные)

    Есть лимоны, апельсины, (средние)

    Дыни, сливы, мандарины, (указательные)

    Но купили мы арбуз- (большие)

    Это самый вкусный груз! (все пальцы сжимаются и разжимаются)

    2. «Семья».

    Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.

    Этот пальчик- дедушка,

    Этот пальчик- бабушка,

    Этот пальчик- папочка,

    Этот пальчик- мамочка,

    Этот пальчик- я.

    Вот и вся моя семья!

    3. Массаж  пальчиков.

    Учащиеся  хлопают в ладоши и произносят слова:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Вышли пальцы погулять.

    (Левой рукой поочерёдно растирают пальцы от основания до кончика.)

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.(большой палец)

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.(указательный)

    Этот пальчик самый длинный  и стоит он в середине.(средний)

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.(безымянный)

    А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.(мизинец).

    Дети растирают ладони до тех пор, пока они не станут горячими.

    Затем ставят руки на локотки, вращают кистями рук- влево, вправо; стряхивают кисти, опускают вниз; принимают позу расслабления, опёршись на спинку стула.

    4. «Как живёшь?»

    - Как живёшь?

    - Вот так.(большой палец вверх)

    - А плывёшь?

    - Вот так. (движение рук, как при плавании)

    - Смотришь в след?

    - Вот так. (правая рука «домиком» на лбу)

    - А бежишь?

    - Вот так. (бег на месте)

    - Машешь в след?

    - Вот так.(машем правой рукой)

    - Ждёшь обед?

    -Вот так.(правая рука в кулачок, подпирает щёку)

    - А шалишь?

    - Вот так.(надуваем щёки, пальчиками нажимаем на щеки, выпускаем воздух)

    Литература.

    1.Научно- методический журнал «Начальная школа. Всё для учителя». /октябрь.2013г./

    2.Методический журнал «Здоровьесберегающая деятельность». Издательство «Учитель». Авторы: Н.В.Лободина, Т.Н. Чурилова. 2011г.

    3. Методический журнал «Школа и родители». Автор: Л.В.Автух. 2012 г.

    Категория: Статьи | Добавил: Nickman
    Просмотров: 162 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0