Понедельник
20.11.2017
11:51
Форма входа
Категории раздела
Документация [37]
Статьи [50]
Расписание на 2012-2013 учебный год [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 39
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Файлы » Статьи

    Внеклассное мероприятие - «70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается…» Фогт Н.П.
    [ Скачать с сервера (32.6Kb) ] 03.03.2014, 21:40

    Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….

     (Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине - стук метронома…)

    « ...Я говорю с тобой под свист снарядов,
    угрюмым заревом озарена.
    Я говорю с тобой из Ленинграда,
    страна моя, печальная страна...

    22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

    Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

    Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.  (слайд 4)

     

     

    Ученик

    Опять война

    Опять блокада?

    А может нам о них забыть?

    Я слышу иногда: «Не надо,

    Не надо раны бередить…»

     

    И может показаться: правы

    И убедительны слова

    Но даже если это правда

    Такая правда – не права!

     

    Чтоб снова на земной планете

    Не повторилось той зимы

    Нам нужно, чтобы наши дети

    Об этом помнили, как мы!

     

     

     Жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.  

     

    А женщины рыли окопы вокруг города.

     

    Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

    Началась эвакуация мирных жителей.

     

    Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

     

    Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

     

    Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

     

     

    Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

     

    Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября.

     

    Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

     

     

    Домов затемненных громады

    В зловещем подобии сна

    В железных ночах Ленинграда

    Осадной поры тишина

    Но тишь разрывается воем

    Сирены зовут на посты

    И бомбы свистят над Невою

    Огнем обжигая мосты.

     

     

    Ученик

    Как бы ударом страшного тарана

    Здесь половина дома снесена

    И в облаках морозного тумана

    Обугленная высится стена.

     

    Ученица

    И пусть я все забуду остальное-

    Мне не забыть, как на ветру дрожа,

    Висит над бездной зеркало стенное

    На высоте шестого этажа.

     

    Ученик 1:

    Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

     

    Ученик 2:

    Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.

     

    Ученик 1:

    Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник НиколаюI и ПетруI – основателю нашего города.

     

    Ученик 2:

    Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
    На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

    ·         Хлебное зерно и мука на 35 суток;

    ·         Крупа и макароны на 30 суток;

    ·         Мясо и мясопродукты на 33 суток;

    ·         Жиры на 45 суток;

    ·         Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

    Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

     

    Ученик 1:

    Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

     

    Ученик 2:

    Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

     

    Уездные сугробы, тишина…

    Не отыскать в снегах трамвайных линий,

    Одних полозьев жалоба слышна.

    Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

    На детских санках, узеньких, смешных,

    В кастрюльках воду голубую возят,

    Дрова и скарб, умерших и больных.

    Вот девушка с лицом заиндевелым,

    Упрямо стиснув почерневший рот,

    Завёрнутое в одеяльце тело

    На Охтинское кладбище везёт.

    Скрипят полозья в городе, скрипят…

    Как многих нам уже не досчитаться!

    Но мы не плачем: правду говорят,

    Что слёзы вымерзли у ленинградцев. (О. Берггольц)

     

    Ведущий 2: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг был уверен, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но ленинградцы не сдались. За 900 дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолётов, 10 миллионов снарядов и мин. Голодные, измождённые подростки – рабочие по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов.

     

    Чтец 3:   Пытал нас враг железом и огнём…

    «Ты сдашься, струсишь,- бомбы нам кричали, -

    Забьешься в землю, упадёшь ничком»!

    Дрожа запросят плена, как пощады,

    Не только люди – камни Ленинграда!

     

    Чтец 1:  Но мы стояли, враг бомбил.

       Но не поколебал ни на микрон,

       Не приостановил ни на мгновенье

      Он сердца ленинградского биенье. (О. Берггольц)

    Ведущий 3: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в  городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи хлеба. Рабочие получали лишь по 125 граммов в день, а служащие и дети по 125 граммов хлеба. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.  Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

     

    Чтец 2 : И было так: на всём ходу

    Машина задняя осела.

    Шофёр вскочил, шофёр на льду.

    Ну, так и есть, мотор заело.

    Ремонт на пять минут – пустяк.

    Поломка эта – не угроза,

    Да рук не разомкнуть никак:

    Их на руле свело морозом.

    Чуть разогнёшь – опять сведёт.

    Стоять? А хлеб? Других дождаться?

    А хлеб – две тонны? Он спасёт

    Шестнадцать тысяч ленинградцев.

    И вот в бензине руки он

    Смочил, поджёг их от мотора –

    И быстро двинулся ремонт

    В пылающих руках шофёра.

    Вперёд!  Как ноют волдыри,

    Примёрзли к варежкам ладони.

    Но он доставит хлеб, пригонит

    К хлебопекарне – до зари.

    Шестнадцать тысяч матерей

    Пайки получат на заре –

    Сто двадцать пять блокадных грамм

    С огнём и кровью пополам.

    О, мы познали в декабре:

    Не зря «священным даром» назван

    Обычный хлеб, и тяжкий грех

    Хотя бы крошку бросить наземь! (О. Берггольц)

     

    Ведущий 1: На весь мир известна печальная история 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой.

    Чтец1: «Женя умерла 28 декабря в 12. 00 часов утра 1941 г».

    Чтец 2: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1941 г».

    Чтец 3: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г».

    Чтец 1: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942г».

    Чтец 2: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г».

    Чтец 3: «Мама умерла 13 мая в 7. 30 час. Утра 1942 г».

    Чтец 1: «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

     Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломило девочку, и она вскоре умерла. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском кладбище.

    Чтец 3: Под шелестом опущенных знамён

    Лежат бок о бок дети и солдаты.

    На пискарёвских плитах нет имён,

    На пискарёвских плитах только даты.

     

    Чтец 2:  Наш город в снег

    До пояса закопан.

    И если с крыш

    На город посмотреть,

    То улицы похожи на окопы,

    В которых побывать успела

    Смерть!

    Вагоны у пустых вокзалов стынут,

    И паровозы мёртвые молчат,-

    Ведь семафоры

    Рук своих не вскинут

    На всех путях,

    Ведущих в Ленинград.

    Луна скользит по небу одиноко,

    Как по щеке холодная слеза.

    И тёмные дома стоят без стёкол,

    Как люди, потерявшие глаза.

    Но в то, что умер город наш,-

    Не верьте!

    Нас не согнут

    Отчаянье и страх.

    Мы знаем

    От людей, сражённых смертью,

    Что означает:

    «Смертью

               Смерть

                   Поправ»! (Ю. Воронов)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ученик :

     

    Вагоны у пустых вокзалов стынут

    И паровозы мертвые молчат

    Ведь семафоры рукавов не вскинут

    На всех путях, ведущих в Ленинград!

     

    Луна скользит по небу одиноко

    Как по щеке холодная слеза

    И темные дома стоят без стекол

    Как люди, потерявшие глаза.

     

    Ученица :

     

    Лютует беспощадная зима

    Снарядов гул висит над Ленинградом

    И, словно люди, падают дома

    Лежат в снегу дома и люди рядом

     

    Но далеко, за лесом, там,

    Где белый лед сомкнулся с белым небом

    Уже идут, идут машины к нам

    Идут по Ладоге машины с хлебом.

     

    Ученик 1:

    А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

     

    Ученик 2:

    Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

    Часто лед трескался и машины тонули.

     

    Ученик 1:

    На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

    В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

    Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

    Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. (слайд 25-26)

     

    Ученик 2:

    Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

    Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

     

    Ученик 1:

    Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

     

     

    Ученик 2:

    Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

     

    Учитель:

    Вот видеосъёмка тех лет…

     

    Ученик 1:

    За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

     

    Ученица :

    Я в гору саночки толкаю.
    Еще немного - и конец.
    Вода, в дороге замерзая,
    Тяжелой стала, как свинец.
    Как хорошо, что ты замерзла,
    Святая невская вода!
    Когда я поскользнусь под горкой
    На той тропинке ледяной,
    Ты не прольешься из ведерка,
    Я привезу тебя домой.

     

    Ученик 1:

    Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

     

    Ученик 2:

    Работала Публичная библиотека.

     

    Ученик 1:

    Работали школы.

     

    Ученик 2:

    Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

     

    Ученик 1:

    Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

     

    Ученик 2:

    Помогали в госпиталях.

     

    Ученик 1:

    Разбирали письма на почте.

    Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

     

    К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

     

    Ученик 2:

    18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

    Ученик 1:

    И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

     

    Ученик 2:

    А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

     

    Ученик 1:

    Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.

    Пришла долгожданная победа! Конец войне!

     

     

     

    Ученик 2:

    В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

     

     

     

     

     Ученица :

    Свой город отстояв ценою бед

    Не сдали Ленинграда ленинградцы

    Да, в нем ключи чужих столиц хранятся

    Ключей к нему – в чужих столицах нет!

     

    Он встал, как страж, на сумрачном заливе

    Вонзая шпили в огненный рассвет

    Есть города богаче, есть счастливей

    Есть и спокойней, но прекрасней – нет!

     

     

    Ученик :

    Улицы, ограды парапеты

    Толпы, толпы.. Шпиль над головой

    Северным сиянием победы

    Озарилось небо над Невой.

     

    Ученица :

    Гром орудий, но не грохот боя

    Лица, лица… Выраженье глаз

    Счастье, радость… Пережить такое

    Сердце в состоянье только раз.

     

    Ученик :

    Рыдают люди и поют

    И лиц заплаканных не прячут

    Сегодня в городе салют!

    Сегодня ленинградцы плачут… 

    Категория: Статьи | Добавил: Nickman
    Просмотров: 440 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 0.0/0