Понедельник
20.11.2017
12:04
Форма входа
Категории раздела
Документация [37]
Статьи [50]
Расписание на 2012-2013 учебный год [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 39
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Файлы » Статьи

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА В ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ». ОБРАЗ АСИ» УЧИТЕЛЬ САМОХВАЛОВА Н.В.
    [ Скачать с сервера (18.0Kb) ] 20.04.2014, 20:56

    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    ПО ТЕМЕ

    «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА В ПОВЕСТИ

    И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ». ОБРАЗ АСИ»

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                    УЧИТЕЛЬ САМОХВАЛОВА Н.В.

     

     

     

     

     

     

     

    2013-2014 уч.гг.

    Цели:

    - провести анализ и углубить знания об образе заглавной героине повести;

    - дать понятие о стереотипе «тургеневская девушка»

     

     

     

    Ход урока.

    I.  Аудиозапись Ф.Лист «Грёзы любви».

    В последние свои дни  Тургенев работал в жанре, который называется стихотворение в прозе. Сегодня мы послушаем его стихотворения в прозе. Ваша задача: определить основную тему этих стихотворений.

    - Что объединяет эти стихотворения с повестью «Ася»?

    - Поддерживает музыка Листа это настроение?

     

    II. Индивидуальное сообщение учащегося.

                Все произведения искусства, о которых мы говорили, объединены темой любви. Любовь – тема многих произведений И.С.Тургенева. Любовь занимала очень значительное место и в жизни самого писателя.

    (Презентация «Тургенев и Полина Виардо»)

     

    III. Беседа с классом.

    - Почему повесть названа «Ася»? Какое настоящее имя заглавной героини повести?

    - Да, её зовут Анна. Давайте вспомним значение имён Анна и Ася. Анна в переводе с греческого «милая, грациозная». Ася – сокращённое от Анастасии, что означает «воскресшая, рождённая заново».

    - Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей на всё протяжении повести?

    - Когда же происходит это новое рождение героини?

                Итак, одна особенность для раскрытия образа героини у нас уже есть. Имя. А оно у Тургенева всегда очень значимо.

    -  Как зовут героя повести?

    - Почему автор ему отказывает в имени?

    - Каковы его занятия, увлечения в тот момент, когда читатель впервые с ним встречается.

                Перед нами человек, переживший несчастную любовь, но Тургенев даёт понять, что это для него не главное. Он передаёт это при помощи иронии.

    - Что называется «ирония»?

                Очевидно любовь-то ненастоящая.

    - Где начинается история, о которой рассказывается в повести. Найдите цитату.

                Скамья на берегу Рейна, под ясенем, «печальный лик маленькой мадонны». Тургенев в образе заглавной героини в момент знакомства отмечает очень похожие «почти детские щёчки», «грациозное сложение». Статуя мадонны вновь возникает в 8-й главе, где девушка впервые обнаружила своё чувство к NN, подав ему руку при расставании. И ещё раз появляется в повести мадонна в конце событийной части повести, после получение героем «маленькой записки» Аси со словами «Прощайте навсегда».

                Характеристика героев даётся также через портреты. В тургеневских портретах всегда присутствует ключевое слово.

    (Учащиеся зачитывают портретные характеристики героев).

    Итак, в портрете, например, Гопина ключевое слово – «мягкий». В портрете Аси – «что-то особенное».

    - Можно ли назвать Асю красавицей?

    - Как называется портрет, который позволяет судить о чертах характера героя? (психологический портрет)

                Да, героиня действительно странная, даже очень странная.

    - В чём же её странность? Искренна ли Ася в своих поступках?

                Каждый из вас получил задание проанализировать поведение героини, её некоторые поступки.

    а) Ася за ужином.

    б) Ася на развалинах замка.

    - Какие же роли принимает Ася и почему оно так поступает?

                Да, поведение девушки неестественное. Оно совсем не подходит под светские правила поведения девушки в присутствии молодого человека.

                Кроме того, Ася к нашему герою явно неравнодушна. Об этом свидетельствует разговор героини с братом, который подслушал случайно господин NN.

    - Рассказчик говорит «Что за хамелеон эта девушка». Как вы понимаете эти слова?

    - А почему она так себя ведёт? Ответ на этот вопрос кроется в судьбе героини, в истории её жизни.

    - Рассказ «История Аси» (по 8-й гл. повести)

     Глубже разобраться в характере героини нам поможет её диалог с господином NN.

    (Чтение по ролям диалога из 9 главы повести)

    - Какова жизненная позиция героини?

    - Как вы понимаете метафору «крылья выросли»?

                Доминантой характера героини, как мы с вами выяснили, является порывистость, устремлённость к возвышенному, идеальному.

    -Теперь давайте посмотрим, как ведёт себя господин NN.

    (Художественный пересказ от 1-го лица 16 главы – сцены свидания).

    - Почему же  счастье не состоялось? В чём причина?

                Тургеневская Ася окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину NN, способны изменить своим благородством характер нашей жизни.

                Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, черт русского национального характера очень увлекало Ивана Сергеевича.

                Он писал  Полине Виардо: « Красота разлита всюду… Но нигде она не сияет  с такой силой, как в человеческой индивидуальности».

                В своих повестях и рассказах он создал замечательный образ русской девушки в момент её духовного пробуждения, когда она начинает осознавать себя как личность.

    - Что такое русская женщина? Какова её судьба? Её положение в обществе? Его герои не довольствуются обычными домашними заботами, они много требуют от жизни. Они читают, мечтают о любви. Для неё слово «любовь»  значит много. Она ждёт своего героя, в котором для неё воплощено всё: «и счастье, и любовь, и мысль – герой, который способен был бы изменить ход жизни, противостоять людской пошлости.

                Поверив в своего героя, героини Тургенева благоговеют перед ним, учатся у него, любят его.

                В повести «Ася» заглавная героиня ждёт ответа на важнейший вопрос того времени: что делать? Её судьба во многом напоминает автору судьбу его собственной дочери Полины, которая воспитывалась в доме его матери. Ася наделена «благородской душой» и удивительной силой характера.  Господин NN встречает её, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, её тяготит праздность, она вся во власти высоких порывов, мечты «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.

    «Дни уходят, жизнь уходит, а что мы сделали?». Так рассуждают тургеневские героини.

    Так какая же она «тургеневская девушка»? Что подразумевается под этим литературным «типом»?

                Литературный тип «тургеневская девушка» сформировался в русской литературе на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей. Это очень духовно развитый человек, который  весь свой пыл направляет на добрые дела. Имеет сильный, независимый характер, способна на любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренняя и честная.

     

    IV. Домашнее задание

    Написать  сочинение-миниатюра «Как вы понимаете выражение «тургеневская девушка»»?

    Категория: Статьи | Добавил: Nickman
    Просмотров: 1972 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0